30.06.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 №182, этот закон расширяет перечень лиц, обязанных представлять сведения в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
Начиная с 01 января 2016 года, все организации розничной торговли, осуществляющие продажу алкогольной продукции (АП), включая пиво и пивные напитки, а также индивидуальные предприниматели должны будут отражать в ЕГАИС факт подтверждения закупки алкогольной продукции.
Начиная с 01 июля 2016 года, организации, осуществляющие розничную продажу АП в городских поселениях, должны будут отражать в ЕГАИС факты розничной продажи каждой бутылки, на которую нанесена Федеральная специальная марка (ФСМ) или акцизная марка (АМ).
Раньше розничная реализация АП не фиксировалась в ЕГАИС, что позволяло реализовывать в розничной сети контрафактную алкогольную продукцию. Теперь же в кассовом чеке при продажи АП будет задокументирована ответственности предприятия розничной торговли за качество каждой проданной единицы алкогольной продукции, что позволит не допустить контрафактную продукцию к продаже потребителю.
При продаже АП необходимо будет с помощью сканера двумерного штрих-кода сканировать код, нанесенный на ФСМ или АМ. Информация о серии и номере ФСМ будет через кассу передана в ЕГАИС. Покупателю вместе с обычным чеком будет предоставлен специальный чек с QR-кодом. Такой штриховой код предназначен для проверки покупателем легальности товара, приобретенного по этому чеку с помощью смартфона или персонального компьютера. Доступно это будет с 01.07.2016.
Такой подход позволит выявлять нелегальную АП, на которую нанесены поддельные ФСМ, являющиеся дубликатами настоящей марки. Спустя определенное время, мы будем видеть какие магазины продавали АП с поддельными марками, мы будем видеть от какого оптовика пришла эта продукция, и в конце концов определим источники нелегального распространения АП.
Соответственно кассовое программное обеспечение и сами кассы магазинов должны быть модифицированы. Кассы должны обеспечивать возможность подключения к ним дополнительного сканера для чтения штрих кодов PDF-417. В нашем случае под словом касса подразумевается оборудование, которое используется в настоящее время в гипермаркетах. При использовании таких касс необходимо считывать с товара его EAN-штрих-код, если этим товаром оказывается АП, кроме пива, то необходимо дополнительным сканером считывать штрих-кодов ФСМ. Таким образом при продажи АП считывается 2 штрихкода: один для обычного чека, другой для специального алкогольного. Магазинам, которые не имеют касс такого типа, придется их приобрести.
Такие кассы не нужны организациям и ИП, осуществляющим розничную продажу только пива, а также организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (кафе, барам и ресторанам). Однако с 01.01.2016 они, также как и все, должны подтверждать в ЕГАИС факты закупок всей АП. Этой категории организаций не запрещается использовать кассы, а даже наоборот рекомендуется, в этом случае им не придется вести журнал учета розничных продаж АП, так как он будет формироваться с помощью ЕГАИС.
Идем дальше. Каким образом информация от кассы о серии и номере ФСМ будет передаваться в ЕГАИС? Дело в том, что кроме кассы в магазине должен быть установлен еще и компьютер, на котором и установлено программное обеспечение, называемое Универсальный транспортный модуль (УТМ). С помощью УТМ происходит передача сведений о ФСМ в базу данных ЕГАИС. В магазине может быть установлено несколько касс, при этом компьютер нужен только один. Компьютер должен находится строго по адресу нахождения магазина. Требования к компьютеру находятся на специализированном сайте egais.ruв разделе «Порядок подключения». Данные требования не являются обязательными, но при их выполнении гарантируется стабильная работа УТМ.
Для работы с УТМ необходимо приобрести аппаратный крипто-ключ - JaCarta, его можно приобрести в любой организации, которая их реализует. JaCarta представляет собой USB-флешку, на которой находится ключ квалифицированной электронной подписи (он нужен для подписания электронных документов, для придания им юридической значимости) и RSA-ключ (с помощью него устанавливается защищенное соединение с сервером ЕГАИС). Выдается JaCarta на директора организации в произвольном уполномоченном Удостоверяющем Центре. Ключ RSAорганизация получает самостоятельно. Механизм получения обоих ключей описан в видео-инструкции на специализированном сайте egais.ruв разделе новости (новость от 26.06.2015http://egais.ru/news/view?id=8).
На сайте egais.ruнаходятся различные видео-инструкции, в том числе и по установке УТМ, а также видео записи совещаний Росалкогольрегулирования с участниками алкогольного рынка по вопросам функционирования ЕГАИС. С помощью личного кабинета, расположенного на этом сайте, организации самостоятельно скачивают и устанавливают УТМ. Писать заявления о выдаче ЕГАИС в Росалкогольрегулирование не нужно. В зависимости от изменения в законодательстве Российской Федерации УТМ будет обновляться автоматически.
После входа в Личный кабинет, на основании ИНН, на который выдана JaCarta, система предоставит выбор обособленного подразделения для данного ИНН. Перечень обособленных подразделений формируется на основании лицензии на вид деятельности, выданной юридическому лицу с данным ИНН. Если у организации есть 10 магазинов, обособленных подразделений с разными КПП, то необходимо приобрести 10 JaCart и 10 компьютеров, если их нет.
Что делает УТМ? УТМ осуществляет подписание документов (приходных и расходных товарно-транспортных накладных (ТТН), информации от кассы) с помощью электронной подписи и их отправку в ЕГАИС. УТМ – это не отдельная программа, это именно транспортный модуль – служба, работающая в фоновом режиме, которую не видит пользователь. УТМ является прослойкой между ЕГАИС и учетной системой организации (например 1С). В связи с этим, существующая учетная система организации должна быть доработана на предмет взаимодействия с УТМ. Фирма 1С, например, уже объявила о поддержке работы своих прикладных решений с системой ЕГАИС. Инструкция по доработке учетной системы организации скачивается с сайта egais.ruпосле регистрации в личном кабинете. Естественно, если у организации нет своей учетной системы, то ей придется эту систему завести. По-другому УТМ работать не будет.
Итак, давайте подведем некоторые итоги. Для подключения розницы к ЕГАИС необходимо следующее оборудование:
- ПК, ноутбук, планшет (ОС от Windows 7 и выше);
- интернет соединение скорость от 256 кбит/с;
- ПО ЕГАИС (универсальный транспортный модуль);
- аппаратный криптоключ JaCarta SE PKI\ГОСТ (КЭП и RSA- ключ);
- сканер двухмерных штрихкодов PDF-417;
- модернизированные учетная система и кассовое ПО (для розницы);
- фискальный регистратор (принтер чеков с возможностью печати QR-кода).
У многих мелких розничных магазинов могут возникнуть сложности с подключением своими силами к ЕГАИС, т.к. нужны определенные знания в области программирования для доработки существующей учетной системы. Им видимо придется обратиться к специалистам. В настоящее время на рынке существует комплексное решение проблемы подключения к ЕГАИС. Ознакомиться с ним можно на информационном портале для подключения к ЕГАИС http://egais2016.ru.
Статистика розничных лицензий
Регион |
Наименование субъекта |
Количество лицензий |
Количество мест осуществления деятельности |
02 |
БАШКОРТОСТАН РЕСП |
1 991 |
6 300 |
12 |
МАРИЙ ЭЛ РЕСП |
552 |
1 878 |
13 |
МОРДОВИЯ РЕСП |
336 |
2 223 |
16 |
ТАТАРСТАН РЕСП |
2 537 |
12 148 |
18 |
УДМУРТСКАЯ РЕСП |
696 |
3 935 |
21 |
ЧУВАШСКАЯ РЕСП |
1 001 |
4 455 |
43 |
КИРОВСКАЯ ОБЛ |
953 |
3 767 |
52 |
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ |
2 282 |
7 901 |
56 |
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛ |
460 |
3 027 |
58 |
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ |
722 |
2 357 |
59 |
ПЕРМСКИЙ КРАЙ |
1 543 |
5 505 |
63 |
САМАРСКАЯ ОБЛ |
1 845 |
15 116 |
64 |
САРАТОВСКАЯ ОБЛ |
1 235 |
4 427 |
73 |
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛ |
503 |
2 612 |
|
ИТОГО по ПФО: |
16 656 |
75 651 |