Размер шрифта:
Цветовая схема:

Что нужно знать про ЕГАИС?

18.02.2016 10:07

30.06.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 №182, этот закон расширяет перечень лиц, обязанных представлять сведения в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).

Начиная с 01 января 2016 года, все организации розничной торговли, осуществляющие продажу алкогольной продукции (АП), включая пиво и пивные напитки, а также индивидуальные предприниматели должны будут отражать в ЕГАИС факт подтверждения закупки алкогольной продукции.
 
Начиная с 01 июля 2016 года, организации, осуществляющие розничную продажу АП в городских поселениях, должны будут отражать в ЕГАИС факты розничной продажи каждой бутылки, на которую нанесена Федеральная специальная марка (ФСМ) или акцизная марка (АМ).
 
Раньше розничная реализация АП не фиксировалась в ЕГАИС, что позволяло реализовывать в розничной сети контрафактную алкогольную продукцию. Теперь же в кассовом чеке при продажи АП будет задокументирована ответственности предприятия розничной торговли за качество каждой проданной единицы алкогольной продукции, что позволит не допустить контрафактную продукцию к продаже потребителю.
 
При продаже АП необходимо будет с помощью сканера двумерного штрих-кода сканировать код, нанесенный на ФСМ или АМ. Информация о серии и номере ФСМ будет через кассу передана в ЕГАИС. Покупателю вместе с обычным чеком будет предоставлен специальный чек с QR-кодом. Такой штриховой код предназначен для проверки покупателем легальности товара, приобретенного по этому чеку с помощью смартфона или персонального компьютера. Доступно это будет с 01.07.2016.
 
Такой подход позволит выявлять нелегальную АП, на которую нанесены поддельные ФСМ, являющиеся дубликатами настоящей марки. Спустя определенное время, мы будем видеть какие магазины продавали АП с поддельными марками, мы будем видеть от какого оптовика пришла эта продукция, и в конце концов определим источники нелегального распространения АП.
 
Соответственно кассовое программное обеспечение и сами кассы магазинов должны быть модифицированы. Кассы должны обеспечивать возможность подключения к ним дополнительного сканера для чтения штрих кодов PDF-417. В нашем случае под словом касса подразумевается оборудование, которое используется в настоящее время в гипермаркетах. При использовании таких касс необходимо считывать с товара его EAN-штрих-код, если этим товаром оказывается АП, кроме пива, то необходимо дополнительным сканером считывать штрих-кодов ФСМ. Таким образом при продажи АП считывается 2 штрихкода: один для обычного чека, другой для специального алкогольного. Магазинам, которые не имеют касс такого типа, придется их приобрести.
 
Такие кассы не нужны организациям и ИП, осуществляющим розничную продажу только пива, а также организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (кафе, барам и ресторанам). Однако с 01.01.2016 они, также как и все, должны подтверждать в ЕГАИС факты закупок всей АП. Этой категории организаций не запрещается использовать кассы, а даже наоборот рекомендуется, в этом случае им не придется вести журнал учета розничных продаж АП, так как он будет формироваться с помощью ЕГАИС.
 
Идем дальше. Каким образом информация от кассы о серии и номере ФСМ будет передаваться в ЕГАИС? Дело в том, что кроме кассы в магазине должен быть установлен еще и компьютер, на котором и установлено программное обеспечение, называемое Универсальный транспортный модуль (УТМ). С помощью УТМ происходит передача сведений о ФСМ в базу данных ЕГАИС. В магазине может быть установлено несколько касс, при этом компьютер нужен только один. Компьютер должен находится строго по адресу нахождения магазина. Требования к компьютеру находятся на специализированном сайте egais.ruв разделе «Порядок подключения». Данные требования не являются обязательными, но при их выполнении гарантируется стабильная работа УТМ.
 
Для работы с УТМ необходимо приобрести аппаратный крипто-ключ - JaCarta, его можно приобрести в любой организации, которая их реализует. JaCarta представляет собой USB-флешку, на которой находится ключ квалифицированной электронной подписи (он нужен для подписания электронных документов, для придания им юридической значимости) и RSA-ключ (с помощью него устанавливается защищенное соединение с сервером ЕГАИС). Выдается JaCarta на директора организации в произвольном уполномоченном Удостоверяющем Центре. Ключ RSAорганизация получает самостоятельно. Механизм получения обоих ключей описан в видео-инструкции на специализированном сайте egais.ruв разделе новости (новость от 26.06.2015http://egais.ru/news/view?id=8).
 
На сайте egais.ruнаходятся различные видео-инструкции, в том числе и по установке УТМ, а также видео записи совещаний Росалкогольрегулирования с участниками алкогольного рынка по вопросам функционирования ЕГАИС. С помощью личного кабинета, расположенного на этом сайте, организации самостоятельно скачивают и устанавливают УТМ. Писать заявления о выдаче ЕГАИС в Росалкогольрегулирование не нужно. В зависимости от изменения в законодательстве Российской Федерации УТМ будет обновляться автоматически.
 
После входа в Личный кабинет, на основании ИНН, на который выдана JaCarta, система предоставит выбор обособленного подразделения для данного ИНН. Перечень обособленных подразделений формируется на основании лицензии на вид деятельности, выданной юридическому лицу с данным ИНН. Если у организации есть 10 магазинов, обособленных подразделений с разными КПП, то необходимо приобрести 10 JaCart и 10 компьютеров, если их нет.
 
Что делает УТМ? УТМ осуществляет подписание документов (приходных и расходных товарно-транспортных накладных (ТТН), информации от кассы) с помощью электронной подписи и их отправку в ЕГАИС. УТМ – это не отдельная программа, это именно транспортный модуль – служба, работающая в фоновом режиме, которую не видит пользователь. УТМ является прослойкой между ЕГАИС и учетной системой организации (например 1С). В связи с этим, существующая учетная система организации должна быть доработана на предмет взаимодействия с УТМ. Фирма 1С, например, уже объявила о поддержке работы своих прикладных решений с системой ЕГАИС. Инструкция по доработке учетной системы организации скачивается с сайта egais.ruпосле регистрации в личном кабинете. Естественно, если у организации нет своей учетной системы, то ей придется эту систему завести. По-другому УТМ работать не будет.
 
Итак, давайте подведем некоторые итоги. Для подключения розницы к ЕГАИС необходимо следующее оборудование:
- ПК, ноутбук, планшет (ОС от Windows 7 и выше);
- интернет соединение скорость от 256 кбит/с;
- ПО ЕГАИС (универсальный транспортный модуль);
- аппаратный криптоключ JaCarta SE PKI\ГОСТ (КЭП и RSA- ключ);
- сканер двухмерных штрихкодов PDF-417;
- модернизированные учетная система и кассовое ПО (для розницы);
- фискальный регистратор (принтер чеков с возможностью печати QR-кода).
 
У многих мелких розничных магазинов могут возникнуть сложности с подключением своими силами к ЕГАИС, т.к. нужны определенные знания в области программирования для доработки существующей учетной системы. Им видимо придется обратиться к специалистам. В настоящее время на рынке существует комплексное решение проблемы подключения к ЕГАИС. Ознакомиться с ним можно на информационном портале для подключения к ЕГАИС http://egais2016.ru.
  
Статистика розничных лицензий
 

Регион Наименование субъекта Количество лицензий Количество мест осуществления деятельности
02 БАШКОРТОСТАН РЕСП       1 991              6 300  
12 МАРИЙ ЭЛ РЕСП          552              1 878  
13 МОРДОВИЯ РЕСП          336              2 223  
16 ТАТАРСТАН РЕСП       2 537            12 148  
18 УДМУРТСКАЯ РЕСП          696              3 935  
21 ЧУВАШСКАЯ РЕСП       1 001              4 455  
43 КИРОВСКАЯ ОБЛ          953              3 767  
52 НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ       2 282              7 901  
56 ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛ          460              3 027  
58 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ          722              2 357  
59 ПЕРМСКИЙ КРАЙ       1 543              5 505  
63 САМАРСКАЯ ОБЛ       1 845            15 116  
64 САРАТОВСКАЯ ОБЛ       1 235              4 427  
73 УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛ          503              2 612  
  ИТОГО по ПФО:     16 656            75 651  
 

 

 
 

© 2007-2020, Официальный сайт муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области    

461420, Россия, Оренбургская область, Сакмарский район, с. Сакмара, ул. Советская, д. 25
Телефон: 8 35331 21130
Факс: 8 35331 21853
E-mail: sk@mail.orb.ru
       
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Регистрационный номер Эл № ФС77-73561 от 24 августа 2018 г.
Учредитель: Администрация Сакмарского района Оренбургской области
Главный редактор: Пономаренко Е.В.
Телефон редакции: +7 35331 21507
Адрес электронной почты редакции:
 sk@mail.orb.ru
Для детей старше 12 лет
       
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!