Размер шрифта:
Цветовая схема:

Незаконное взимание банком платы за ведение ссудного счета

20.10.2017 14:33
Что такое ссудный счёт? Это  счет, на котором банки учитывают предоставление и возврат кредитов. В соответствии с Информационным письмом Банка России от 29.08.2003 № 4 ссудные счета используются для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщиками и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными договорами. Для кого нужен данный счет? Вероятно, что клиента банка не должно интересовать, каким образом банк будет вести бухгалтерский учёт по предоставленному ему кредиту. Клиенту банка важен сам факт получения кредита, и уплачивая фиксированные проценты по нему, он предполагает, что банк покрывает за счёт них все свои финансовые и организационные расходы по открытию, ведению и закрытию ссудного счёта. Необходимо разобраться на каком же основании Банки решили помимо процентов взимать еще и дополнительную комиссию с клиентов за предоставление им кредита.
 
Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 819) предусмотрена обязанность банка (иной кредитной организации) предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором. При этом заемщик обязан возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.
 
Нормами Гражданского кодекса РФ, Законом «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации, в том числе Положением Центрального Банка РФ от 31.08.1998г. N 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» не предусмотрена уплата комиссий при предоставлении кредита физическим лицам. Таким образом, условие об оплате заемщиком комиссионных вознаграждений, содержащееся в кредитном договоре, не основано на законе и является нарушением прав потребителей.
 
В статье 16 Закона «О защите прав потребителей» сказано, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, являются недействительными.
 
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все, полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (части 1 и 2 статьи 167 ГК РФ).
 
При таких обстоятельствах условия кредитного договора, устанавливающие комиссию за ведение ссудного счета, являются недействительными, поскольку противоречат требованиям гражданского законодательства.
 
Потребителю следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
 
Таким образом, срок исковой давности по требованию о взыскании комиссии за ведение ссудного счета по договору, если он был уплачен единовременно при заключении кредитного договора, истекает через 3 года после уплаты комиссии.
 
Если же данные комиссии уплачиваются ежемесячно, срок исковой давности к требованиям о возврате части этих платежей должен исчисляться отдельно по каждому платежу за соответствующий период.
 
Кроме того, Вы имеете право на возмещение незаконно уплаченных Банку комиссий и в том случае, если Ваш кредитный договор погашен, однако, срок с момента совершения последнего платежа составляет менее трех лет. В этом случае, вы можете обратиться в суд с иском о взыскании комиссии за последние три года.
 
Потребитель имеет право предъявить банку письменную претензию с указанием своих требований (составляется в двух экземплярах) в попытке досудебного урегулирования вопроса о возврате банком незаконно взысканной комиссии.
 
Один экземпляр претензии необходимо передать в кредитную организацию, другой остается у Потребителя, и в случае обращения в суд является доказательством обращения к ответчику. Если претензия вручается непосредственно сотруднику банка, то на экземпляре Потребителя представитель Банка должен поставить отметку о получении претензии. Можно направить один экземпляр претензии на адрес местонахождения Банка, указанный в договоре, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
 
Если Банк не удовлетворит требования Потребителя в добровольном порядке, Потребитель вправе обратиться в суд с требованием о признании пунктов кредитного договора, нарушающих его права, незаконными, о взыскании суммы уплаченной комиссии за обслуживание кредита, убытков, вызванных нарушением очередности списания денежных средств, а также о компенсации морального вреда.
 
Иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения кредитной организации либо по месту жительства/пребывания истца, либо по месту заключения/исполнения договора.
 
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 40 Закона Р0Ф «О защите прав потребителей», Потребитель вправе обратиться к судье с ходатайством о привлечении Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области к участию в деле для дачи заключения в целях защиты его нарушенных прав.
© 2018 Администрация Сакмарского района Оренбургской области