Размер шрифта:
Цветовая схема:

По вопросам оказания транспортных услуг, защиты прав потребителей при пользовании такси и каршерингом, деятельности агрегаторов такси

16.01.2019 14:40
Прокат транспортного средства
 
Прокат транспортного средства – это предоставление потребителю автомобиля во временное владение и пользование. 
 
Прокат автомобиля осуществляется по договору с арендодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем), потребитель арендует автомобиль для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. 
 
Договор проката автомобиля является публичным договором, то есть арендодатель обязан  заключить договор с каждым, кто к нему обратится, не оказывая предпочтение кому-либо. 
 
Вместе с тем предоставление автомобиля в прокат связано непосредственно с его управлением, следовательно, договором проката должно быть предусмотрено управление автомобилем лицом, обладающим правом управления транспортным средством. Категория автомобиля, передаваемого в прокат, должна соответствовать категории или подкатегории транспортного средства, правом на управление которым обладает потребитель.  
 
Информация об арендодателе и арендуемом транспортном средстве.
 
Арендодатель обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию:
 
- фирменное наименование организации, осуществляющей прокат автомобилей, ее место нахождения, режим работы, сведения о регистрации, 
 
- право на передачу транспортного средства в прокат, 
 
- стоимость услуг проката, необходимость внесения залога,
 
- правила безопасного использования и эксплуатации транспортного средства, 
 
- сведения о техническом состоянии транспортного средства, в том числе о дате прохождения Т автомобиля, текущем или капитальном ремонте, имеющихся неисправностях, механи-ческих повреждениях, и др.
 
Потребитель вправе требовать проведения проверки исправности транспортного средства в его присутствии.  
 
Заключение договора проката.
 
Договор проката заключается в письменной форме. 
 
В договоре обязательно должно быть указано транспортное средство, передаваемое потребителю, а именно его марка, модель, VIN и иные идентификационные данные в соответствии с паспортом транспортного средства, а также пробег на момент заключения договора проката. 
 
Необходимо проверять соответствие данных, указанных в договоре проката, и содержащихся в регистрационных документах на автомобиль. 
 
 В договоре должна быть также указана следующая информация:
 
- срок проката (начало и конец срока), при этом срок проката не может превышать 1 год; 
 
- лицо, которому предоставлено право управления, реквизиты доверенности на право управления; 
 
- права и обязанности сторон;
 
- размер, сроки и порядок внесения арендной платы;
 
- порядок передачи автомобиля (место передачи и место возврата);
 
- наличие или отсутствие залога;
 
- ответственность сторон;
 
- наличие договоров страхования имущества, 
 
- основания и порядок расторжения договора;
 
- адреса, реквизиты сторон.
 
К договору прилагается акт приема-передачи автомобиля.
 
Кроме того, арендодатель должен передать потребителю следующие обязательные  документы и принадлежности на автомобиль:
 
- регистрационные документы (ПТС, свиде-тельство о государственной регистрации транс-портного средства),
 
- полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством,
 
- доверенность на право управления транспортным средством. Согласно ПДД водитель обязан иметь при себе данные документы. 
 
- ключи от замка зажигания, багажника, сиг-нализации,
 
- знак аварийной остановки, 
 
- медицинскую аптечку с препаратам, имеющими не истекший срок годности, 
 
- огнетушитель.
 
Потребителю могут быть переданы:
 
- полис КАСКО (при его наличии),
 
- запасное колесо,
 
- инструменты,
 
- иные аксессуары к автомобилю, указанные в договоре проката (например, магнитола, детское удерживающее устройство). 
 
Обратите внимание, что наличие оформленного на автомобиль полиса КАСКО и полиса дополнительного страхования ответственности владельца транспортного средства  позволяет избежать крупных затрат в случае причинения ущерба транспортному средству или его угона во время проката.  
 
Оплата услуг проката
 
Арендодателем может быть установлена почасовая, посуточная оплата или оплата в зависимости от километража пробега машины за время проката. Оплата должна быть установле-на в твердой сумме, вносимой периодически или единовременно. 
 
На потребителя также может быть возложена обязанность оплатить израсходованное топливо в случае, если оно передано вместе с транспортным средством.  
 
В случае досрочного возврата автомобиля арендодатель возвращает потребителю соответствующую часть полученной арендной платы, исчисляя ее со дня, следующего за днем фактического возврата имущества.
 
Предъявление претензий.
 
В случае выявления в автомобиле недостатков арендодатель обязан в  десятидневный срок, если более короткий срок не установлен договором проката, безвозмездно устранить недостатки имущества на месте либо произвести замену данного имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии.
 
Между тем, если недостатки возникли в результате нарушения потребителем правил эксплуатации и содержания имущества, его умышленного повреждения потребителем, то арендодатель вправе требовать возмещения стоимости ремонта транспортного средства.
 
При выявлении недостатков потребитель вправе по своему усмотрению предъявить одно из следующих требований:
 
- соразмерного уменьшения арендной платы,
 
- возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;
 
- непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;
 
- возмещения вреда, причиненного здоровью или имуществу потребителю в результате недостатков;
 
- досрочного расторжения договора.
 
В случае отказа в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке необходимо обратиться с иском в суд.   
 
При необходимости потребитель может получить консультационную помощь по телефону общественной приемной Управления: 8 (3532) 44-23-54.
 
Услуги такси
 
Предоставление информации потребителю
 
В салоне такси на передней панели справа от водителя должна быть размещена информация:
 
- полное или краткое наименование перевозчика;
 
- условия оплаты за пользование такси;
 
-  визитная карточка водителя с фотографией;
 
- наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
 
В такси должны находиться правила пользования транспортным средством, которые предоставляются пассажиру  по его требованию.
 
Заключение договора.
 
Договор с перевозчиком заключается в устной форме с использованием любых средств связи (путем телефонного звонка, оставления заявки на интернет-сайте, направления СМС – сообщения и другое). 
 
Договор может быть заключен:
 
-  непосредственно с водителем такси, являющимся индивидуальным предпринимателем и действующим от своего имени,
 
- путем направления заказа организации-перевозчику, которая вправе привлекать водителей для выполнения услуг по перевозке пассажиров и багажа. 
 
Перевозчик обязан иметь разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Наличие такого разрешения можно проверить в Реестре выданных разрешений. 
 
В некоторых случаях заказы на услуги такси принимают так называемые «службы заказов» или «диспетчерские службы». Потребитель вправе требовать предоставления ему достоверной информации о деятельности такой службы и соблюдении требований законодательства, предъявляемых к перевозчику. 
 
Договор перевозки легковым такси является публичным, то есть перевозчик обязан заключить его с любым обратившимся к нему потребителем, за исключением случаев, когда предлагаемый пассажиром маршрут или поведение пассажира может создавать угрозу безопасности водителя (например, нахождение лица в состоянии алкогольного опьянения).
 
Принятый к исполнению заказ исполнитель обязан зарегистрировать в журнале регистрации и сообщить его номер пассажиру. Пассажир вправе определить маршрут перевозки, сообщить другую необходимую информацию, связанную с особенностями перевозки .  
 
Перевозчик может предоставить пассажиру право выбора марки транспортного средства.
 
В такси можно перевозить:
 
- ручную кладь в салоне такси, собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном, если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида,
 
- багаж в багажном отделении. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.
 
Запрещается перевозка зловонных и опасных  веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров.
 
Порядок оказания услуг
 
По прибытии легкового такси к месту его подачи исполнитель сообщает пассажиру местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.
 
В случае, если пассажиром не был определен маршрут перевозки, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
 
Пассажир вправе предусмотреть совершение остановок по маршруту перевозки. 
 
Безопасность услуг такси
 
 Перевозчик обязан соблюдать требования по обеспечению безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:
 
- на кузов (боковые поверхности кузова) такси наносится цветографическая схема (композиция из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке);
 
- на крыше такси устанавливается опознавательный фонарь оранжевого цвета;
 
- такси оборудуется таксометром в случае, если плата определяется в соответствии с показаниями таксометра;
 
- водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;
 
- перевозчик обязан обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
 
Оплата услуг такси
 
- в виде фиксированной платы - независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им,
 
- в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов.
 
Перевозчик обязан выдать пассажиру кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. 
 
Предъявление претензий
 
В случае ненадлежащего оказания перевозчиком услуг по перевозке багажа составляется коммерческий акт, а в иных случаях- акт общей формы.
 
Коммерческий акт должен быть составлен не позднее следующих суток после дня поездки. По требованию пассажира перевозчик обязан выдать коммерческий акт в течение 3 дней.
 
Претензии предъявляются в письменном виде по месту нахождения перевозчика. К претензии должны быть приложены копии документов, подтверждающие требования потребителя.
 
В претензии потребитель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

 
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
 
- возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами,
 
- расторжения договора и полного возмещения убытков, если в установленный срок недостатки оказанной услуги не будут устранены или если будут обнаружены существенные недостатки оказанной услуги, например, нарушение сроков оказания услуги,
 
- компенсации морального вреда.
 
В случае отказа в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке, он вправе обратиться с иском в суд.
 
При необходимости потребитель может получить консультационную помощь по телефону общественной приемной Управления: 8 (3532) 44-23-54.
 


Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области

© 2007-2019, Официальный сайт муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области    

461420, Россия, Оренбургская область, Сакмарский район, с. Сакмара, ул. Советская, д. 25
Телефон: 8 35331 21130
Факс: 8 35331 21853
E-mail: sk@mail.orb.ru
       
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Регистрационный номер Эл № ФС77-73561 от 24 августа 2018 г.
Учредитель: Администрация Сакмарского района Оренбургской области
Главный редактор: Пономаренко Е.В.
Телефон редакции: +7 35331 21507
Адрес электронной почты редакции:
 sk@mail.orb.ru
Для детей старше 12 лет